Поиск по сайту...
Выставка «По железным дорогам России от Санкт-Петербурга до Владивостока: карты путей сообщения XIX — начала XX века» (Москва, 28 октября по 30 декабря 2022 г.)
Место
Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, читальный зал отдела картографических изданий
Время
с 28 октября по 30 декабря 2022 года
Важное
телефон для справок: +7 (499) 557-04-70, доб. 25-65
Вход
Российская государственная библиотека и «Российские железные дороги» к 185-летию железных дорог России открыли картографическую выставку «По железным дорогам России от Санкт-Петербурга до Владивостока: карты путей сообщения XIX — начала XX века».
В экспозиции представлены картографические произведения XIX — начала XX века, которые дают возможность проследить за развитием железнодорожной отрасли с момента её зарождения до строительства самой длинной дороги в мире — Транссибирской железнодорожной магистрали.
Создание надёжных путей сообщения во все времена было для Русского государства одной из важнейших задач. До конца XVIII века главная роль в решении этого вопроса отводилась естественным водным путям сообщения — морским и речным. Для создания единой государственной транспортной сети строились судоходные каналы, соединяющие важнейшие моря с главными реками страны.
В 1809 году вместо Департамента водяных коммуникаций были созданы Главное управление водяными и сухопутными путями сообщения и Корпус инженеров путей сообщения, отвечавший за строительство и эксплуатацию всех видов путей сообщения. С 1835 года учебные программы Института Корпуса были дополнены разделом о построении железных дорог. 30 октября 1837 года была открыта первая железная дорога в России, которая обеспечила железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Царским Селом.
Карты и планы этой и других первых железных дорог России открывают экспозицию выставки, подготовленной отделом картографических изданий при участии отдела изоизданий. Особое внимание уделено Николаевской железной дороге, поезда по которой были пущены в 1851 году. Она стала третьей по счёту железной дорогой Российской империи и соединила две российские столицы.
Строительство железных дорог начало активно развиваться в стране. Прокладкой дорог занималось как государство, так и частные предприятия. На выставке представлены различные карты и планы железных дорог, профили, статистические данные второй половины XIX века.
Самым масштабным проектом стал Великий сибирский путь, или Транссибирская железнодорожная магистраль, построенная в 1891-1916 годы. С её вводом в действие появилась возможность следовать поездом от берегов Атлантического до берегов Тихого океана. Часть экспозиции, посвящённая Транссибу, рассказывает об основных этапах строительства этой магистрали.
Центральным экспонатом этой части выставки является «Карта Российской империи и сопредельных с нею государств», составленная к десятилетию Комитета Сибирской железной дороги генерал-лейтенантом Эдуардом Коверским. На карту подробно нанесены все железные дороги Российской империи, целиком показана Транссибирская магистраль, включая ещё не введённые в эксплуатацию и строящиеся участки. Иллюстрации, отражающие этапы пути следования пассажирских поездов из Санкт-Петербурга на Дальний Восток, выполнены художницей Еленой Самокиш-Судковской, которая вместе с супругом создала панно, посвящённые истории Царскосельской железной дороги, для украшения одного из залов Царскосельского, ныне Витебского, вокзала.
Экспозиция выставки дополнена гравированными и литографированными изображениями из фонда отдела изоизданий: видами мостов и тоннелей, планами и видами станций железных дорог, а также обёртками от «дорожного юмористического шоколада», которые рассказывают о комичных ситуациях, повторяющихся в дороге и по сей день.
По информации пресс-службы Российской государственной библиотеки