Новости

Воссоздание и освящение древней нивелирной марки

06 октября 2004
   11 сентября 2004 г. москвичи, собравшиеся неподалеку от северного выхода станции метро «Тульская», стали свидетелями знаменательного события – впервые в России был восстановлен и освящен геодезический знак.
marka.gifНивелирная марка конструкции Д.П.Рашкова 1877 г., 2210 – порядковый номер марки, 7,77 – высота горизонтальной черты-канавки над урезом реки Москвы у Данилова монастыря.

   “Колико бы мы обязаны были испытателям Естества, ежели бы они в каждое столетие на скалах означили высоту моря”. Эти замечательные слова выдающегося русского астронома и географа С.Я.Румовского (1734-1812) имеют непосредственное отношение и к созданию высотных опорных геодезических сетей, к их сбережению в виде множества старательно закрепленных на местности “постоянных признаков” – стенных нивелирных марок и грунтовых реперов.
   О важности сбережения и об ответственности за повреждение местных “постоянных признаков” (термины “марка” и “репер” сравнительно недавно закрепились в русском языке), разного рода межевых ям, столбов, граней говорится уже в древнейших письменных памятниках феодального права России, например, в “Соборном уложении 1649 года” и “Писцовом наказе 1684 года”. К сожалению, точно неизвестно, кто, когда и где приступил к работам по закреплению пунктов высотных сетей страны. Не удалось это строго установить и участникам единственной научно-технической конференции, посвященной истории создания нивелирной сети России, проходившей в 1977 г. в Центральном научно-исследовательском институте геодезии, аэросъемки и картографии. Однако, если в целом по России такую дату пока точно не удалось определить, то существенно полнее информация о начале таких работ в древней столице нашей страны.
Игумен Данилова монастыря о.Иосаф внимательно наблюдает за процессом переноса инженерами Мосгоргеотреста А.Н.Зудилиным и С.Н.Ачаковым отметки 7,77 сажени на стену часовни с помощью кодового нивелира “Trimble”.Ris1_1.jpg
   К середине Х1Х столетия в Москве возникла острая проблема сооружения жизненно важного общегородского объекта – водоканализационной системы, что требовало, прежде всего, наличия крупномасштабной карты города с метрическим изображением рельефа. Таковой карты Москва тогда еще не имела. По инициативе городского головы, князя В.А.Черкасского в 1870 г. Московская городская дума приняла решение о необходимости получения соответствующей карты города. Собственного подразделения, которое смогло бы выполнить поставленную задачу, администрация города тогда еще не имела, поэтому ввиду высокой ответственности за качество такого произведения Московская городская управа в 1870 г. объявила конкурс на его создание. Несмотря на срочную необходимость получения точных данных о рельефе города, правительство Москвы больше трех лет не решалось выбрать исполнителя из пяти поступивших предложений-заявок. Наконец, 27 марта 1874 г. Московская городская управа, считая Константиновский межевой институт (КМИ), ныне Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) самым опытным и ответственным в городе геодезическим учреждением, подписала этот контракт по съемке и нивелировке Москвы с его тремя представителями, тремя межевыми инженерами – Н.Н.Смирновым, Д.П.Рашковым и А.П.Захаровым на три года. Реальным руководителем-исполнителем всего проекта из трех подписавших этот исторический контракт пришлось быть только одному – Дмитрию Петровичу Рашкову (1831-1916 гг.), жизненные пути А.П.Захарова и Н.Н.Смирнова оборвались еще на стадии разворота работ.
   Контрактом от 27 марта 1874 г. предусматривалось выполнение полного комплекса полевых и камеральных работ по созданию новой карты в течение трех лет, стоимость всех работ 25 тыс.руб. Плановое геодезическое обоснование будущего картографического произведения создавалось методом триангуляции, в качестве ее пунктов использовались колокольни московских церквей. Измерения углов на 80 колокольнях выполнили два автора – преподаватели КМИ Смирнов и Рашков. Прямоугольные координаты всех пунктов вычислены в условной местной системе координат относительно колокольни Ивана Великого. Если аналогичный опыт определения плановых координат в стране применялся и ранее, то при создании высотного обоснования геодезистам КМИ пришлось принимать пионерное решение. За начало счета высот они приняли марку с нулевой отметкой, соответствующей урезу реки Москвы у Данилова монастыря. Весьма своеобразной констукцией отличались и сами марки тех первых работ.
   Известный геодезист Л.А.Кашин называет интервал 1873-1876 гг. временем прокладки первых нивелирных ходов геометрического нивелирования от Нуля Кронштадтского футштока с закреплением их пунктов на местности грунтовыми и стенными реперами силами военного ведомства. На лицевых сторонах тех чугунных марок конца Х1Х-начала ХХ вв. кроме надписи “нивеллировка Главного штаба” имелись цифры года закладки, но иногда отсутствовали данные об их номерах. В течение многих десятилетий в русском языке было принято писать слово нивелировка с двумя “л”.
   Принципиально новое содержание хранили первые нивелирные марки, заложенные в стены московских зданий в 1877 г. Можно утверждать, что именно Д.П. Рашков является автором их контрукции. Вместо традиционных круглых марок военного ведомства отливки марок 1877 г., разработанные в КМИ, имели треугольную форму (основание равнобедренного треугольника 24 см, его высота 13 см), высотная метка на них не точка, а горизонтальная линия-канавка. Самое принципиальное отличие марок КМИ – наличие на них сведений о высотах в саженях соответствующих марок (их штрихов-канавок) над урезом воды реки Москвы у Данилова монастыря !
   Д.П.Рашков предвидел сколько времени и усилий в будущем будут тратить геодезисты, чтобы добыть нужные сведения о высотных отметках марок. Поэтому он решил хранить эти значения непосредственно в металле, что, естественно, потребовало дополнительных усилий и не только при литейных работах. К созданию высотной геодезической основы города особое внимание проявила и Московская городская дума, которая 3 мая 1877 г. приняла “приговор” – признать постановку нивелирных марок делом необходимым, отпустив дополнительно 5 тыс.руб. Показателен и такой факт – только в одном печатном органе законодательной власти России – “Известиях Московской городской думы” опубликован их полный каталог (в 18 выпусках за 1878-1879 гг. по полицейским частям города), чего-либо подобного с публикацией геодезических сведений в других городах страны не наблюдается.
   Нивелировку и затем мензульную съемку (масштаб 1:2100, высота сечения горизонталей 0,25 сажени) выполняли 6 межевых инженеров и 7 бригад студентов. В результате всех работ подготовлен 41 планшет, суммарная площадь картографического изображения 22,5 кв.м. На основе этого первичного полевого оригинала составлено и затем опубликовано несколько вариантов так называемых “нивелирных планов” Москвы. Наибольший успех выпал на долю “Нивеллирного плана Москвы 1879 г.” (1:8400, сечение горизонталей 1 сажень). Эта огромная карта (190х183 см), напечатанная в 6 красок, совершенно замечательное произведение. С ее помощью удалось точно определить площади водосборных бассейнов, затопляемость при ливневых потоках, т.е. впервые получена правдивая картина рельефа города, хотя в некотором отношении и не без горькой правды. Крылатое изречение о городе на 7 холмах оказалось лишь красивой легендой. На плане 1879 г. их уже 11, максимальный по высоте холм у Миюсской заставы (около 24 сажен над урезом реки Москвы у Данилова монастыря). К 225-летию МИИГАиК с помощью ПКО “Картография” издана факсимильная копия этого замечательного произведения на 6 листах.
   История мировой геодезии знает много фундаментальных исходных начал счета плановых координат, высот, протяженности важнейших линейных объектов. Обычно это научные обсерватории, футштоки уровня моря, почтамты и т.п. Однако только однажды - в древней столице России, Москве несколько десятилетий существовала местная система высот – от православной святыни – от уреза реки Москвы у Данилова монастыря. Именно поэтому по просьбе Данилова монастыря и по благословению Святейшего Патриарха Московского Алексия II нивелирная марка, заложенная в 1877 г. на отметке 7,77 сажени вблизи начала счета высот в стене часовни св.блгв.кн.Даниила Московского (в 1930- гг. утрачена вместе с часовней), была восстановлена в заново отстроенной часовне.
ris3.jpgГеодезист А.В.Хрипунов готовит посадочное место для закладки марки 1877 г.
   Эту работу выполнили сотрудники Мосгоргеотреста, недавние выпускники МИИГАиК: В.И.Козьяков, А.Н.Зудилин, В.А.Глумов, С.Н.Ачаков, А.В.Хрипунов, Р.И.Аксенов и мастер-литейщик А.В.Займалин под общим научным руководством также выпускника МИИГАиК, а ныне профессора МГУ им.М.В.Ломоносова В.С.Кусова. 24 августа они укрепили точную копию марки 1877 г. строго на той же высоте, теперь она является не только объектом культурного наследия, но и включена в базу данных современной нивелирной сети Москвы.
Часовня св.блгв.кн.Даниила Московского, маленький темный треугольник на ее южной стене – воссозданная нивелирная марка 1877 г.ris2.jpg
   11 сентября 2004 г. в присутствии геодезической общественности Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова монастыря торжественно ее освятил и вручил памятные грамоты геодезистам, принимавшим непосредственное участие в работах по ее воссозданию. На состоявшейся затем встрече наместника с руководителями ряда картографо-геодезических учреждений была высказана интересная мысль – о возможности в будущем воссоздать и тот древний футшток на урезе реки Москвы, давший начало счета первой высотной опоре столицы России.

В.С. Кусов (МГУ им. М.В. Ломоносова)