Новости

Развитие Севморпути: внедрение космических технологий в оперативное информационное обеспечение ледокольного флота

29 декабря 2010

В 2010 году для мониторинга ледовой обстановки вдоль трассы Северного морского пути ФГУП «Атомфлот» широко применял сервис оперативного спутникового радиолокационного мониторинга. В соответствии с контрактом, прием и обработку радарных изображений со спутника RADARSAT-1 осуществляли специалисты Инженерно-технологического центра «СКАНЭКС», используя собственную распределенную сеть приемных центром в Москве, Мегионе и Магадане.

В период апрель-декабрь 2010 г. ФГУП «Атомфлот», в ведении которого находится атомный ледокольный флот России, использовал результаты оперативной спутниковой съемки для информационного обеспечения ряда уникальных проводок. Среди них:
— крупнотоннажный танкер «СКФ Балтика» («SCF Baltica») с грузом газового конденсата совершил экспериментальный рейс по трассе СМП в августе 2010 г. Ранее крупнотоннажные танкеры океанского класса по Севморпути не проводились;
— балкер «Нордик Баренц» с грузом железной руды, который стал первым коммерческим судном, прошедшим по СМП в Китай без захода в порты (сентябрь 2010 г.);
— непредназначенный для плавания в ледовых условиях теплоход-паром «Георг Отс» стал первым в истории пассажирским судном, прошедшим через акватории арктических морей от Мурманска до пролива Дежнёва и далее вдоль восточных рубежей России (сентябрь-октябрь 2010 г.);
— атомный ледокол «Россия» совершил зимний рейс из Мурманска на восток Арктики (ноябрь 2010 г.), пройдя по СМП почти через месяц после официального завершения летне-осенней навигации на трассах Северного морского пути.

Ледокол «Россия» в столь поздний период навигации отправился на восточные рубежи российской Арктики по заказу шведской компании, чтобы обеспечить проводку по Севморпути из моря Бофорта в Европу ледокольного буксира «Tor Viking II». В летнюю навигацию 2010 года буксир обслуживал канадскую буровую установку Kulluk, осуществлявшую бурение скважин на шельфе в море Бофорта, когда оно было свободно ото льда. Ледокол «Россия» взял под проводку шведский буксир 11 декабря и успешно вывел на чистую воду в Баренцево море в конце суток 25 декабря.

Для оценки ледовой обстановки ФГУП «Атомфлот» традиционно использовал продукты оперативной радарной спутниковой съемки. Штаб морских операций ФГУП «Атомфлота» на основе анализа спутниковых снимков и гидрометеорологической обстановки формировал рекомендации капитанам атомных ледоколов для обеспечения безопасности мореплавания и эффективного использования ледокольного флота.

Всего в рамках контракта в период апрель-декабрь 2010 г. специалисты ИТЦ «СКАНЭКС» приняли, обработали и оперативно передали в штаб ледовых операций ФГУП «Атомфлот» более 70 сцен RADARSAT-1. Данные оперативной спутниковой съемки передавались специалистам ФГУП «Атомфлот» через FTP-сервер и закрытый геосервис «Атомфлот — Космоснимки», который создан под задачи проекта на основе геопортала Kosmosnimki.Ru.

В последние годы хозяйственная деятельность в Арктике быстро развивается, что требует оперативного информационного обслуживания, постоянного доступа к актуальной и достоверной информации об изменении ледовой обстановки.

— Совместная работа показала, что специалисты ФГУП «Атомфлот» имеют богатый опыт использования продуктов спутниковой съемки для наблюдения за ситуацией в Арктике. Еще в советские времена радиолокационные изображения спутников серии Океан-01 использовались для мониторинга территорий Севера. Сегодня требования к информации и возможности спутниковой группировки существенно выше. Современные спутниковые радары способны поставлять снимки размером 500 х 500 км с пространственным разрешением 100 м, — отмечает заместитель генерального директора ИТЦ «СКАНЭКС» Алексей Кучейко. В 2011 году мы сможем оперативно поставлять изображения Арктики с нового спутника RADARSAT-2 в двухполяризационном режиме, позволяющем лучше дешифрировать ледовую обстановку. Необходимо отметить, что все используемые в 2010 году технологии приема, обработки и визуализации продуктов – отечественные.

— Расширение применения современных космических технологий играет нередко ключевую роль в вопросе эффективного развития Арктического региона. Дальнейшее увеличение грузооборота и активизация перевозок по Севморпути требует внедрения новейших методов информационного обеспечения. Если законопроект о Северном морском пути будет принят (вскоре он должен поступить на рассмотрение российского правительства, а затем Госдумы), это позволит усовершенствовать правила плавания по трассе Севморпути и тем самым ускорить его развитие, — резюмирует генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша.

Источник: компания "СканЭкс"

В период апрель-декабрь 2010 г. в интересах ФГУП «Атомфлот»
 специалисты ИТЦ «СКАНЭКС»приняли и обработали более 70 сцен RADARSAT-1 на
 территорию арктических акваторий
В период апрель-декабрь 2010 г. в интересах ФГУП «Атомфлот» специалисты ИТЦ «СКАНЭКС»приняли и обработали более 70 сцен RADARSAT-1 на территорию арктических акваторий
Побережье Печерского моря, Варандейский терминал. Снимок
 RADARSAT-2, дата съемки 17 ноября 2010 г. (© MDA, CSA, SCANEX)
Побережье Печерского моря, Варандейский терминал. Снимок RADARSAT-2, дата съемки 17 ноября 2010 г. (© MDA, CSA, SCANEX)
Ледовая обстановка в море Лаптевых. Снимок RADARSAT-1, дата
 съемки 19 декабря 2010 г. (MDA, CSA, SCANEX)
Ледовая обстановка в море Лаптевых. Снимок RADARSAT-1, дата съемки 19 декабря 2010 г. (MDA, CSA, SCANEX)
Ледовая обстановка в море Лаптевых. Снимок RADARSAT-1, дата
 съемки 20 декабря 2010 г. (MDA, CSA, SCANEX)
Ледовая обстановка в море Лаптевых. Снимок RADARSAT-1, дата съемки 20 декабря 2010 г. (MDA, CSA, SCANEX)