Современные технологии спутниковой радиолокационной съемки позволяют оперативно и экономически эффективно проводить мониторинг морских акваторий.
Инженерно-технологический центр «СканЭкс» совместно с партнерами создали технологию оперативной подготовки и доведения до потребителей трех видов геоинформационных продуктов на основе обработанных радиолокационных изображений:
— векторной карты нефтезагрязнений;
— векторной карты навигационно-судовой обстановки с указанием координат судов;
— карты текущей ледовой обстановки и прогностических карт ледовой обстановки (на 1-5 суток).
Особенностью решений ИТЦ «СканЭкс» является применение отечественных технологий приема и обработки спутниковых изображений, передаваемых со спутников
RADARSAT-1 и ENVISAT-1, оснащенных радиолокаторами всепогодного детального наблюдения. Спутниковые изображения охватывают районы размером от 50х50 км до 500х500 км с пространственным разрешением от 8 до 100 м.
Ледовые карты, созданные в результате обработки детальных радиолокационных снимков, отображают состояние ледяного покрова и его характеристики (сплоченность, возраст, форма льда, положение кромки льда и границ однородных ледовых зон, положение каналов и разводий).
В отсутствии ледяного покрова на акватории решается задача обнаружения нефтезагрязнений. При сопоставлении карты нефтезагрязнений с данными судовой обстановки в ряде случаев
возможно определение судов, причастных к разливу.
Оперативное представление комлексного продукта реализовано на базе картографического геопортала Космоснимки (
www.kosmosnimki.ru), созданного на отечественной технологии ScanEx Web GeoMixer и объединяющего в себе ГИС- и веб-технологии. Возможно создание подобных информационных ресурсов и в закрытом режиме.
Комбинирование комплексной информации в едином геоинформационном пространстве (демоверсия геопортала —
http://new.test.kosmosnimki.ru/) позволяет проводить анализ данных, отслеживать динамику льда и нефтезагрязнений путем совмещения последовательных разновременных снимков.
Подобная информация может быть востребована в задачах морской навигации (в том числе, проводки судов в сложных ледовых условиях), для обеспечения работ нефтегазового комплекса, оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и т.д.
Технология получения комплексного продукта на основе радиолокационных изображений RADARSAT-1 и ENVISAT-1 была создана и испытана в ходе
проекта мониторинга пяти морей, выполненного в декабре 2008 года по заказу МЧС России. Готовые продукты уже через 1-3 часа после приема передавались заказчику по каналам интернет-связи и через геопортальные веб-сервисы или по
радиоканалам связи.
Расположение сети станций ИТЦ «СканЭкс» позволяет получать в реальном масштабе времени информацию практически по всем акваториям прибрежных морей России.
Центр «СканЭкс» совместно с партнерами (ГУ «ААНИИ») может предложить заказчикам сервисные услуги с оперативной поставкой продуктов ДЗЗ по нефтяным загрязнениям, судовой и ледовой обстановке в прибрежных российских акваториях Арктики, Дальнего Востока, Каспийского
и Черного морей. По материалам компании "СканЭкс" | Виды тематических продуктов, создаваемых на основе обработки радиолокационных изображений
Технологии прямого приема, обработки и доведения готовых продуктов на основе радиолокационных изображений до заказчика
На серии радиолокационных снимков Японского моря отображена динамика изменений кромки ледового покрова (фиолетовая линия) и нефтезагрязнений (красные линии). RADARSAT-1, 16.12.2008 и 20.12.2008 (CSA, MDA, SCANEX, 2008)
Один из вариантов представления информации по ледовой обстановке в районе Татарского пролива и Охотского моря, созданной на основе радиолокационного снимка RADARSAT-1 в Центре «Север» ГУ «ААНИИ». Геопортал «Космоснимки – моря России»,
21.12.2008 (CSA, MDA, SCANEX, ГУ ААНИИ, 2008) Увеличенный фрагмент изображения района судовых разливов нефтепродуктов длиной 11км и 13 км (красный цвет), Черное море. Геопортал «Космоснимки – моря России», 24.1.2009 (CSA, MDA, SCANEX, 2009).
Навигационно-судовая обстановка в районе Кронштадта и Санкт-Петербурга, Видны суда (выделены жельтыми точками) и судоходные каналы во льду Финского залива на пути к морскому порта Санкт-Петербурга. Геопортал «Космоснимки – моря России»,
30.1.2009 (CSA, MDA, SCANEX, 2009). |