Новости

Запатентованы перспективные разработки отечественных ученых

14 ноября 2008

Москва, 13 ноября 2008 года. Опубликована информация Роспатента о перспективных разработках ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения» и входящего в состав интегрированной структуры ФГУП "НПО "ОРИОН». Научные коллективы предприятий получили 10 патентов на новейшие изобретения, которые находят применения в различных сегментах экономики:

Измерительная техника и приборостроение

1. Патент РФ №2304557, «3ащитное покрытие элементов радиоэлектронной аппаратуры», В82В 1/00, Н01Q 17/00. Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для защиты от воздействия радиации различных видов радиотехнического оборудования, преимущественно для защиты элементной базы радиоэлектронной аппаратуры космических аппаратов и/или изделий квантовой электроники и т. п. Изобретение позволяет создать защитное покрытие, обладающее высокой стойкостью к воздействию ионизирующих излучений при небольшом удельном весе конструкции. Дополнительно предложенное изобретение позволит снизить интенсивность случайных сбоев радиоэлектронной аппаратуры при воздействии тяжелых заряженных частиц солнечных космических лучей и галактического космического излучения, представляющих существенную опасность для элементов динамической и статической памяти в периоды повышенной солнечной активности. Патентообладатель - Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения».

2. Патент РФ №2297652, "Способ спектральной фильтрации излучения», G02B 5/20, G02F 1/315. Изобретение относится к области оптического приборостроения и может быть использовано при построении приборов для спектральной фильтрации оптических излучений, например, перестраиваемых по длине волны оптических фильтров, монохроматоров. Предлагаемый способ позволяет при его реализации создавать перестраиваемые полосовые фильтры с регулируемой полосой пропускания, резкими краями полосы пропускания и с заданной разрешающей способностью. Патентообладатель - Федеральное государственное унитарное предприятие "НПО "ОРИОН».

3. Патент РФ №2312372, «Устройство для обнаружения и диагностирования источников оптического излучения», G01 S 17/66, G02B 23/12, F41 G 7/26. Изобретение относится к оптико-электронным устройствам, предназначенным для обнаружения источников оптического излучения и диагностирования оптических характеристик этих источников. Изобретение заключается в упрощении оптического тракта, увеличении рабочего спектрального диапазона, повышении чувствительности, обеспечении возможности извлечения информации об оптических источниках излучения в угловом поле зрения 360' по горизонту и не менее (-5 ... +25)' по вертикали, а также возможности извлечения из сигналов временной информации и диагностирования диагностики спектральных характеристик источников. Патентообладатель - Федеральное государственное унитарное предприятие «НПО «ОРИОН».

4. Патент РФ №2298214, «Устройство для дистанционного получения изображений в широком угле обзора (варианты)», G02B 23/00, G02B 5/28. Изобретение относится к области оптического приборостроения и предназначено для получения изображений поверхности Земли из космоса и с воздушных носителей различного класса. Одним из практических применений заявляемого устройства являются измерения цвета океана в оптическом диапазоне спектра, требующие выполнения съемки при широких углах обзора в узких спектральных диапазонах (10-30 нанометров). Технический результат заявленного изобретения сводится к достижению постоянства границ спектральной чувствительности устройства и уровня пропускания устройства во всей зоне угла обзора и, следовательно, повышение точности измерений. Патентообладатель - Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения».

5. Патент РФ №2306583, «Многозональное сканирующее устройство для дистанционного получения изображений в широком угле обзора», G02B 23/12. Изобретение относится к области оптического приборостроения и предназначено для получения спектрозональных изображений поверхности Земли из космоса. Одно из практических применений заявляемого устройства - получение непрерывных спутниковых изображений облачного покрова и поверхности Земли для решения гидрометеорологических и природоресурсных задач. Изобретение позволит снизить массогабаритные параметры многозональной сканирующей аппаратуры, предназначенной для непрерывной длительной эксплуатации на космических аппаратах. Патентообладатель - Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения».

6. Патент РФ №2319129, «Устройство для сбора и обработки результатов телеметрических измерений», G01 М 7/02. Изобретение относится к области космического приборостроения и предназначено для использования в системах телеметрических измерений быстроменяющихся процессов. Предложенные технические решения могут быть использованы в бортовых телеметрических системах космических аппаратов различного назначения, в частности в бортовых телеметрических системах измерения вибрационных процессов элементов конструкции космического аппарата, находящихся под воздействием силовых агрегатов и внешней среды. Изобретение заключается в сокращении объема передаваемой для наземной обработки информации. Предложенные технические решения позволят подставлять информацию быстроменяющихся процессов в кадр бортовой телеметрической системы, передавать ее по низкочастотной линии передачи, обеспечивать последующую распаковку на наземном оборудовании, а также вычисление спектральных составляющих вибрационных процессов непосредственно на борту космического аппарата. При этом выходной сигнал позволяет однозначно идентифицировать по нему каждый параметр, интервал обработки и привязку к бортовому времени. Система телеметрических измерений вибрационных процессов, реализованная с использованием предложенных способа и устройства, позволит значительно повысить скорость передачи данных. Таким образом, использование предложенных технических решений для телеметрических измерений быстроменяющихся процессов позволяет существенно сократить объем передаваемой для наземной обработки информации, необходимой для исследования реакции объекта при воздействии на него вибрационных нагрузок. Патентообладатель - Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения».

7. Патент РФ №2319183, Многозональное сканирующее устройство для дистанционного получения изображения Земли с геостационарных орбит», G02B 26/10. Изобретение предназначено для оперативного гидрометеорологического мониторинга посредством получения изображений полного диска Земли с геостационарных орбит. Устройство одновременно формирует не менее одного изображения в инфракрасном диапазоне и не менее двух изображений в оптическом диапазоне. При этом второй информационный канал содержит не менее двух приемников излучения. Изобретение позволяет уменьшить время получения изображений полного диска Земли и время проведения фотометрической калибровки, увеличить частоту обновления информации, повысить качество получаемой информации. Патентообладатель - Федеральное государственное унитарное предприятие - Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения».

8. Патент РФ NQ 2319931, Когерентный приемоответчик фазовой синхронизации», G01C 21/24. Изобретение относится к области астрономических и астрофизических исследований и может быть использовано при исследованиях дальнего и ближнего космоса, например, в космических аппаратах, являющихся составной частью наземно-космических интерферометров. Предлагаемое изобретение должно обеспечить получение сигнала на выходе бортового термостатированного управляемого напряжением кварцевого генератора (УГ2) когерентного входному запросному сигналу, формируемому от наземного водородного стандарта частоты - Н-мазера. Техническим результатом изобретения является: фазовая синхронизация бортовой научной аппаратуры космического аппарата по слабому сигналу на всей протяженности высокоапогейной орбиты полета. Патентообладатель - Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения».

9. Патент РФ №22324151, "Многоканальный сканирующий радиометр с широкой полосой обзора», G01J 3/06. Изобретение относится к области оптического приборостроения и предназначено для дистанционного получения спектрозональных изображений поверхности Земли в инфракрасном диапазоне спектра из космоса и с авиационных носителей различного класса. Заявляемое устройство может использоваться для получения тепловых карт и оперативного обнаружения тепловых аномалий, очагов лесных пожаров и высокотемпературных объектов природного и техногенного характера. Изобретение позволяет повысить пространственное разрешение известного устройства в инфракрасном диапазоне спектра, а также повысить качество и точность получаемой информации. Патентообладатель Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения».

Транспортная техника

1 О. Патент РФ №2295779, Система опознавания транспортных средств», G08G 1/017. Предлагаемое устройство относится к области регулирования движения автотранспорта и может быть использовано для опознавания транспортных средств. Система характеризуется расширенными функциональными возможностями и позволяет, в частности, опознавать транспортные средства на многорядной магистрали, а также измерять скорость их движения. Патентообладатель Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения».

По мнению начальника патентно-лицензионной  службы ФГУП  «РНИИ КП» Василия Саранцева использование данных перспективных изобретений повысит качество ракетно-космических технологий и расширит возможность их  коммерциализации на внешних рынках.

По материалам ФГУП  «РНИИ КП»