Каталог

#2 2017

Скачать PDF

Скачать Adobe Reader

Реклама в номере

Trimble (Платиновый спонсор), JAVAD GNSS (Золотой спонсор), «ГЕОСТРОЙИЗЫСКАНИЯ», «Руснавгеосеть», «Совзонд», «Геодезические приборы», АО «Роскартография», НАВГЕОКОМ, «Радио-сервис», КБ «Панорама», «Ракурс», «УГТ-Холдинг», ПК «ГЕО», ГБУ «Мосгоргеотрест», Центр геодезии, картографии и ИПД

Уважаемые коллеги!

В публикациях, и не только рекламного характера, можно найти утверждения о возможности создания инженерно-топографических планов масштабов от 1:500 до 1:5000, используя только данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ): цифровые аэрофотоснимки с пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов или облака точек воздушных, мобильных и стационарных лазерных сканирующих систем. Не вдаваясь в тонкости, попробуем развеять миф об этих утверждениях, рассмотрев подробнее, что представляет собой инженерно-топографический план, создаваемый в ходе инженерно-геодезических изысканий.

В действующем в настоящее время своде правил СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», введенном в действие 1 июля 2013 г., под инженерно-топографическим планом понимается «топографический план, на котором отображены рельеф местности, объекты ситуации, включая подземные и надземные коммуникации и сооружения, с техническими характеристиками, необходимыми для их проектирования, строительства, эксплуатации и сноса (демонтажа)». Он может быть представлен как инженерная цифровая модель местности «в цифровом векторно-топологическом виде для обработки (моделирования) на ЭВМ и автоматизированного решения инженерных задач» и состоять «из цифровой модели рельефа и цифровой модели ситуации».

В новом СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», утвержденном Минстроем России 30 декабря 2016 г. и зарегистрированном в Росстандарте 21 февраля 2017 г., который будет действовать с 1 июля 2017 г., приводится другое определение инженерно-топографического плана: «Картографическое изображение на специализированном плане, созданном или обновленном в цифровой, графической и иных формах, элементов ситуации и рельефа местности (в том числе дна водотоков, водоемов), ее планировки, пунктов (точек) геодезической основы, существующих зданий и сооружений (подземных, наземных и надземных) с их техническими характеристиками». Далее, при описании инженерно-геодезических изысканий, уточняется: «В зависимости от целей и задач инженерных изысканий, степени застройки участка работ, преобладающих углов наклона и других характеристик местности, инженерно-топографические планы создаются в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500 и 1:200».

Таким образом, инженерно-топографический план должен быть создан в цифровом виде, в заданном масштабе, с отображением рельефа, наземных, надземных и подземных сооружений, коммуникаций, а также с описанием их характеристик.

Действительно, данные ДЗЗ обеспечивают: определение плановых координат объектов с точностью, достаточной для создания топографического плана масштаба 1:500, при условии, что на снимаемой территории имеется опорная геодезическая сеть; построение рельефа заданного сечения, но не гарантируют получение высотных отметок на сооружениях в требуемых местах (например, обечайка колодца канализации, водопровода, теплотрассы); получение цифрового изображения снимаемой территории; создание цифровой модели рельефа и местности. Но на этих данных всегда будут «белые пятна» в виде подземных коммуникаций, их характеристик и др.

Очевидно, что наличие данных ДЗЗ значительно снижает объем необходимых наземных геодезических измерений и облегчает процесс наземной топографической съемки за счет предоставления цифровых изображений территории, которые можно использовать в качестве подложки в двухмерном или трехмерном видах, но не позволяет полностью исключить наземную съемку. Проведение наземных измерений вызвано и необходимостью контроля данных ДЗЗ, чтобы избежать возникновения возможных ошибок при проектировании.

Представляют интерес исследования на предмет оценки ожидаемого снижения стоимости и временных затрат на наземную топографическую съемку за счет использования данных ДЗЗ.

Учитывая, что данные ДЗЗ и результаты наземных геодезических измерений получают в цифровом виде и создают цифровой векторный план, целесообразно в нормативных документах регламентировать предельные погрешности планового и высотного положения контуров и съемочных точек, не привязывая их точность к масштабу и сечению рельефа топографического плана, задавать не масштаб и сечение рельефа, а плотность съемочных точек.

Предлагаем изложенные выше предложения детально рассмотреть на страницах журнала «Геопрофи» и отразить в разрабатываемом АИИС проекте СП **.13330.20** «Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Общие правила производства работ».

Редакция журнала.