Каталог

#6 2014

Скачать PDF

Скачать Adobe Reader

Реклама в номере

Trimble Navigation (Платиновый спонсор), JAVAD GNSS (Золотой спонсор), ГИА «Иннотер», «АртГео», «Совзонд», «ГЕОСТРОЙИЗЫСКАНИЯ», Группа компаний CSoft, Bentley Systems, VisionMap, НАВГЕОКОМ, КБ «Панорама», «Геодезические приборы», «Геометр-Центр», Навигационно-геодезический центр

Содержание

Технологии

Нормы и право

Путешествие в историю

Уважаемые коллеги!

В этом году за короткий промежуток времени редакция журнала приняла участие в конференциях и выставках, проходивших в Германии, России и США (см. с. 26, 32, 37). Эти мероприятия имели разные цели и масштабы, но их объединяло желание посетителей познакомиться с новинками в области приборостроения и программного обеспечения для сбора и обработки данных геодезическими, фотограмметрическими и спутниковыми методами, а также получить практические знания и навыки работы с ними. В общении с коллегами они стремились определить для себя целесообразность перехода на гео-пространственные технологии. А разработчики технологий, в основе которых лежат геодезические и геоинформационные подходы, в свою очередь, старались в доступной форме показать преимущества предлагаемого ими оборудования, убедить в эффективности именно этих приборов и программных средств, основываясь на своих знаниях и опыте партнеров, которые их уже применяют.

Одним из препятствий в достижении желаемого результата как для той, так и для другой стороны, особенно на выставках за пределами России, является языковый барьер. Но в последние годы он в большей степени преодолен: посетители осваивают ставший международным английский язык, а производители готовят персонал, владеющий языком посетителей, интересующихся их предложениями.

Геопространственные технологии в настоящее время не имеют государственных границ по той причине, что они развиваются и совершенствуются не только за счет государственного бюджета, а, в большей степени, за счет финансовых ресурсов частых компаний. Эти компании вкладывают средства в исследования, получение патентов, покупку инновационных разработок и учреждают совместные предприятия на территории различных государств с целью создания доступных и производительных прикладных решений. Именно такие компании владеют набором современных технологий и имеют в штате креативных сотрудников, способных генерировать необычные и нестандартные идеи. Многие из них участвовали в прошедших мероприятиях, но особенно хотелось отметить компании Trimble, Topcon и Leica.

Другая причина быстрого развития геопространственных технологий, зародившихся в недрах картографо-геодезических служб, в том, что разработчикам прикладных решений удалось разрушить ведомственные барьеры. Ранее традиционный круг решаемых задач замыкался на создании геодезической основы для картографирования, землеустройства и геодинамики территорий, обеспечения разведки и добычи полезных ископаемых, проектных и строительных работ, а также наблюдения за строительством и эксплуатацией уникальных инженерных сооружений, например за атомными электростанциями и гидротехническими сооружениями. Как правило, они выполнялись инженерно-техническими работниками с узкой специализацией с помощью уникальных приборов. В настоящее время за счет использования геоинформационных решений, возможностей быстродействующих процессоров с малогабаритными накопителями больших массивов данных и глобальных навигационных спутниковых систем, достижений в микроэлектронике и беспроводных средствах связи изменились подходы в выполнении традиционных работ и открылись новые области не только в промышленности, но и в управления. Отметим некоторые из них:

— создание новых видов картографической продукции — от ГИС-проектов различного уровня до трехмерных моделей отдельных объектов и целых городов;

— муниципальное управление для обеспечения устойчивого развития городов и прилегающих территорий;

— сельское и лесное хозяйство (точное земледелие, мониторинг состояния посевов и лесных массивов и т. п.);

— эксплуатационное содержание объектов инфраструктуры (мониторинг состояния автомобильных и железных дорог, магистральных трубопроводов, воздушных линий электропередачи, связи и др.);

— проектирование, строительство и эксплуатация объектов, включая трехмерное информационное моделирование зданий и сооружений;

— автоматизированное управление строительными машинами и механизмами (при возведении площадных и линейных объектов, освоении открытых горных выработок и др.);

— транспорт и логистика (навигация, оптимизация и учет маршрутов движения и транспортных потоков);

— картографические Интернет-сервисы.

Эти изменения потребовали от специалистов других отраслей более глубоких знаний в области геодезии, картографии и геоинформатики. Благодаря этому круг читателей журнала постоянно расширяется, а количество авторов увеличивается, в первую очередь, за счет профессионалов, владеющих теоретическими основами и практическим опытом в области геопространственных технологий. Надеемся, что при сложившейся поддержке журнала со стороны спонсоров и рекламодателей, а также с появлением новых, эта тенденция сохранится и в дальнейшем.

Поздравляем авторов, рекламодателей и читателей журнала «Геопрофи» с наступающим очередным не простым для России Новым годом! Желаем успехов в преобразовании окружающего нас мира за счет внедрения геопространственных технологий!

Редакция журнала.