Поиск по сайту...
Содержание
Технологии
Профессиональный праздник
Путешествие в историю
Медвежий угол
Интернет-ресурсы
Этот номер журнала, посвященный «Дню работников морского и речного флота», открывает заместитель руководителя Речной администрации Московского бассейна К.С. Орлович-Грудков, имеющий большой практический опыт в области навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) плавания на внутренних водных путях Российской Федерации (с. 4). Отмечая важную роль НГО для обеспечения безопасности судоходства, он указывает на неизбежный переход в будущем с визуальных систем ориентирования плавания на внутренних водных путях на спутниковые методы навигации с использованием цифровых речных навигационных карт и современных цифровых радиолокаторов.
Следует отметить, что апрель-июнь 2005 г. был насыщен мероприятиями, касающимися вопросов применения спутниковых технологий в морской, речной, наземной и воздушной навигации. Выступающие на Всероссийском семинаре «Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов в акваториях морских и речных портов, на трассах Севморпути, по внутренним водным путям» (12–14 апреля, Санкт-Петербург) отмечали, что в НГО плавания необходимо комплексное внедрение спутниковых навигационных технологий, создание банка данных цифровых электронных навигационных карт и системы их постоянной корректуры, обеспечение нормативно-правыми документами с учетом действующих международных стандартов, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. На семинаре также обращалось внимание на необходимость государственного и частного партнерства в области НГО плавания судов как на море, так и на внутренних водных путях.
На состоявшейся 28 июня коллегии Минтранса России (с. 32) было отмечено, что одним из направлений повышения эффективности и качества работ по НГО плавания на внутренних водных путях РФ может быть привлечение к этим работам предприятий Роскартографии. А при разработке нормативных документов, в первую очередь, требуется определить те нормативно-правовые акты, которые разрабатываются за счет федерального бюджета, и те, которые разрабатываются заинтересованными участниками этого вида деятельности. Государство при этом должно взять на себя информационное и методическое обеспечение этого процесса, обеспечив единство архитектуры и содержания всей системы нормативно-правовых актов. Необходимость государственного нормативно-правового регулирования в сфере автомобильной навигации в России обсуждали участники семинара, проведенного Минтрансом России, Роскартографией и Ассоциацией Европейского Бизнеса в РФ 17 июня (с. 32).
О том, что пока не создан механизм государственного нормативно-правового регулирования, говорит и факт появления Постановления Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 365 «Об оснащении космических, транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических и кадастровых работ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». В Постановлении декларируется благородная цель «…повышения эффективности управления движением на воздушном, водном и наземном транспорте, уровня безопасности перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, а также совершенствования геодезических и кадастровых работ …». Тем не менее, содержательная часть вызывает много вопросов: «Что делать с ранее приобретенными и успешно функционирующими спутниковыми приемниками GPS?», «Будет ли разрешено использование Европейской спутниковой системы Galileo?» и др. Кому следует задавать вопросы? Ведь ни одно из ведомств не взяло на себя ответственность за содержательную часть Постановления. Вероятно, настало время, когда в преамбуле постановлений Правительства РФ должны быть указаны министерства или организации, по инициативе которых эти постановления подготовлены.
В этом номере журнала в рубрике «Технологии» представлены:
- технологии точного позиционирования: Moving Base RTK - методика высокоточного взаимного позиционирования морских судов (с. 8), широкозонные системы спутниковой дифференциальной навигации (с. 12) и интегральные навигационные комплексы GPS/IMU (с. 39);
- алгоритм и программное обеспечение для построения цифровых моделей рельефа по цифровым топографическим картам (с. 15) и по стереоскопической модели местности (с. 22);
- опыт по созданию планово-картографической основы города Ленска (с. 25);
- использование одночастотного геодезического спутникового приемника GPS Stratus (с. 43);
- технические характеристики космических снимков высокого разрешения, получаемых со спутников серии SPOT (с. 19);
- один из возможных подходов к расчету точности выполнения топографических съемок в масштабе 1:200 и крупнее (с. 47).
В рубрике «Путешествие в историю» начинается публикация серии статей, посвященных истории создания и современного состояния роботизированных электронных тахеометров на примере оборудования, выпускаемого компаниями Leica Geosystems и Trimble Navigation (Geotronics) (с. 51).
В рубрике «Интернет-ресурсы» представлены издания, подготовленные на основе данных, собранных с использованием Интернет-технологий (с. 58).
Редакция журнала «Геопрофи» информирует об изменении с 1 августа 2005 г. почтового адреса:117513, Москва, Ленинский пр-т, 135, корп. 2 и тел: (095) 223-32-78.