Каталог

#3 2005

Скачать PDF

Скачать Adobe Reader

Реклама в номере

Группа компаний «Геотехнологии», HewlettPackard, «Навгеоком», LaserBuild,«Геостройизыскания», Sokkia, «ГеоНадир», Московское представительство TrimbleNavigation, «Геотрейд», «ГеоПолигон»,Consistent Software, ПРИН, «Промнефтегрупп», «GPScom», «Совзонд»,«ТалкаТДВ», Центр прикладной геодинамики, «ПРАЙМГРУП», «ЭСТИМАП»

Содержание

Технологии

Брент О’Мигер (Brent O’Meagher), Саймон Лайтбади (Simon Lightbody) Методика высокоточного RTK-позиционирования морских судов
Болсуновский М.А. Система спутников ДЗЗ SPOT

Профессиональный праздник

Путешествие в историю

Медвежий угол

Интернет-ресурсы

Уважаемые коллеги!

Этот номер журнала, посвященный «Дню работников морского и речного флота», открывает заместитель руководителя Речной администрации Московского бассейна К.С. Орлович-Грудков, имеющий большой практический опыт в области навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) плавания на внутренних водных путях Российской Федерации (с. 4). Отмечая важную роль НГО для обеспечения безопасности судоходства, он указывает на неизбежный переход в будущем с визуальных систем ориентирования плавания на внутренних водных путях на спутниковые методы навигации с использованием цифровых речных навигационных карт и современных цифровых радиолокаторов.

Следует отметить, что апрель-июнь 2005 г. был насыщен мероприятиями, касающимися вопросов применения спутниковых технологий в морской, речной, наземной и воздушной навигации. Выступающие на Всероссийском семинаре «Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов в акваториях морских и речных портов, на трассах Севморпути, по внутренним водным путям» (12–14 апреля, Санкт-Петербург) отмечали, что в НГО плавания необходимо комплексное внедрение спутниковых навигационных технологий, создание банка данных цифровых электронных навигационных карт и системы их постоянной корректуры, обеспечение нормативно-правыми документами с учетом действующих международных стандартов, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. На семинаре также обращалось внимание на необходимость государственного и частного партнерства в области НГО плавания судов как на море, так и на внутренних водных путях.

На состоявшейся 28 июня коллегии Минтранса России (с. 32) было отмечено, что одним из направлений повышения эффективности и качества работ по НГО плавания на внутренних водных путях РФ может быть привлечение к этим работам предприятий Роскартографии. А при разработке нормативных документов, в первую очередь, требуется определить те нормативно-правовые акты, которые разрабатываются за счет федерального бюджета, и те, которые разрабатываются заинтересованными участниками этого вида деятельности. Государство при этом должно взять на себя информационное и методическое обеспечение этого процесса, обеспечив единство архитектуры и содержания всей системы нормативно-правовых актов. Необходимость государственного нормативно-правового регулирования в сфере автомобильной навигации в России обсуждали участники семинара, проведенного Минтрансом России, Роскартографией и Ассоциацией Европейского Бизнеса в РФ 17 июня (с. 32).

О том, что пока не создан механизм государственного нормативно-правового регулирования, говорит и факт появления Постановления Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 365 «Об оснащении космических, транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических и кадастровых работ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». В Постановлении декларируется благородная цель «…повышения эффективности управления движением на воздушном, водном и наземном транспорте, уровня безопасности перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, а также совершенствования геодезических и кадастровых работ …». Тем не менее, содержательная часть вызывает много вопросов: «Что делать с ранее приобретенными и успешно функционирующими спутниковыми приемниками GPS?», «Будет ли разрешено использование Европейской спутниковой системы Galileo?» и др. Кому следует задавать вопросы? Ведь ни одно из ведомств не взяло на себя ответственность за содержательную часть Постановления. Вероятно, настало время, когда в преамбуле постановлений Правительства РФ должны быть указаны министерства или организации, по инициативе которых эти постановления подготовлены.

В этом номере журнала в рубрике «Технологии» представлены:

- технологии точного позиционирования: Moving Base RTK - методика высокоточного взаимного позиционирования морских судов (с. 8), широкозонные системы спутниковой дифференциальной навигации (с. 12) и интегральные навигационные комплексы GPS/IMU (с. 39);

- алгоритм и программное обеспечение для построения цифровых моделей рельефа по цифровым топографическим картам (с. 15) и по стереоскопической модели местности (с. 22);

- опыт по созданию планово-картографической основы города Ленска (с. 25);

- использование одночастотного геодезического спутникового приемника GPS Stratus (с. 43);

- технические характеристики космических снимков высокого разрешения, получаемых со спутников серии SPOT (с. 19);

- один из возможных подходов к расчету точности выполнения топографических съемок в масштабе 1:200 и крупнее (с. 47).

В рубрике «Путешествие в историю» начинается публикация серии статей, посвященных истории создания и современного состояния роботизированных электронных тахеометров на примере оборудования, выпускаемого компаниями Leica Geosystems и Trimble Navigation (Geotronics) (с. 51).

В рубрике «Интернет-ресурсы» представлены издания, подготовленные на основе данных, собранных с использованием Интернет-технологий (с. 58).

Редакция журнала «Геопрофи» информирует об изменении с 1 августа 2005 г. почтового адреса:117513, Москва, Ленинский пр-т, 135, корп. 2 и тел: (095) 223-32-78.

Редакция журнала.